Хутор Калач
В начале XVIII века на левом берегу Дона в 75 верстах от Царицына возник
небольшой хутор Калачевский. Единственным документом, в котором
содержится конкретное и самое раннее упоминание о Калаче, являются
материалы народной переписи от 1 февраля 1874 года. В них говорится, что
хутор основан в 1708 году.
Существует легенда, по которой название хутору дал Петр I. Здесь он
гостил, когда перегонял флот из Воронежа в Азов. Очень понравился ему
калач, преподнесенный казаками, и он пожелал: «Пусть ваш хутор
называется Калачевский». А затем в числе других угощений подали каныш —
круглый пирог с залитыми в середину яйцами. Царь похвалил каныш, и
казак из соседнего хутора попросил: «А наш хутор пусть зовется Канышом».
Петр не расслышал названия и сказал: «Что ж, пусть будет Камышом». Так и
появился возле Калача хутор, который и по сей день называется Камыши.
Однако это только красивая легенда. На самом же деле Калач, как и
Камыши, получил название по характеру местности. В районе Калача Дон
делает крутую излучину, а в старину говорили: заворачивает калачом. В
словаре В. Даля есть подтверждение этому: «Калач — круглый проток, оток,
впавший в ту же реку; крутой огиб реки вокруг острова или полуострова».
Есть и другое объяснение названия хутора — прежде здесь были озера,
имевшие форму калача, то есть округлую, отсюда и имя — Калач.
Географическое название «Калач» широко распространено не только в нашей
области, но и за ее пределами, например: г. Калач в Воронежской области,
г. Калачинск в Омской области и т. д. Как бы то ни было, но имя селению
дал Дон.
Казаки -калачевцы занимались рыболовством, охотой, разведением скота.
Путешественник И. Фальк, проезжая в 1768 году по нашим местам, писал:
«…Они, то есть казаки, предпочитают скотоводство, поскольку скот может
ходить в поле всю зиму и требует мало сена. Особенно занимаются
лошадьми, которые у них весьма хороши. Волов и коров держат они гораздо
менее. Сей рогатый скот мелок, но откармливается ежегодно. А как их волы
не употребляются в работу, а продаются молодые и жирные, то мясо их
очень вкусно. Овец у них еще того менее. Они держат по большей части
овец русских короткохвостых и калмыцких с широкими хвостами или
курдюками. Последние перерождаются мало-помалу в русских. Многие казаки
держат по 500 лошадей, а по 50 почти всякий, в соразмерности с другим
скотом. Иные имеют по 5 и 3 лошади. Богатые скотом строят при степных
ручьях хуторы, где живут пастухи, которые держат скот зимою в сараях и
кормят сеном. Многие занимаются пчеловодством.
Вообще Донские казаки любят покой и весьма довольны своим состоянием,
впрочем к улучшению оного весьма равнодушны. Если они по жребию или
выбору перемещаются на новую отдаленную пограничную линию, то идут они
туда беспрекословно и живут в новых селениях в таком же удовольствии и
беспечности, как и на своей родине. Сколь они не ленивы и сколь их
хижины не бедны, по причине недостатка в лесе, но живут они чисто и
одеваются хорошо. При каждой хижине есть огород. А как большая часть
казаков торгует скотом, то и пользуется хорошими доходами».
Так как основным источником богатства для казаков был скот, в основном
лошади, то этим воспользовался калмыцкий князь Дундуков — владелец
лучших пород скота. Его земли находились в 40—50 километрах от Калача.
Многие казаки-калачевцы не скрывали своего почтительного отношения к
богатому соседу. Князь подарил казакам несколько десятков голов
высокопородистого скота на племя и обещал дать денег на строительство
домов. За все это потребовал назвать хутор Калачевский его, княжеским,
именем и разрешить проживать в хуторе нескольким калмыцким семействам.
Казаки приняли условия князя. Хутор стал называться Дундуковым.
Однако прошло немного времени, и в двух километрах от Дундукова стал
быстро вырастать новый хутор с прежним названием — Калачевский. И поныне
Старый Калач местные жители называют Дундуковым.
К сожалению, об истории развития Калача до середины XIX века письменных
свидетельств не сохранилось. Известно, что хутор вошел в юрт станицы
Пятиизбянской, а последняя, в свою очередь, в 1802 году вошла в состав
16 казачьих станиц 2-го Донского округа Области Войска Донского.
Век XVIII
Строительство сторожевой Царицынской линии в 1720 году сильно изменило
жизнь в нашем крае. С этого времени казачьи станицы перестают опасаться
набегов татар и черкесов. Стены в городках Пятиизбянском и Голубинском
начинают разрушаться, но их уже никто не восстанавливал из-за
ненужности. Вместо этого казаки начали прочно обживаться: строили
дома-курени, разводили сады и виноградники. Началось возведение пока
еще деревянных церквей: в 1735 году—в Голубинской, а в 1740 году — в
Пятиизбянской. Духовенство в эти церкви назначалось воронежскими
епископами, которые с 1795 года носят уже наименование епископов
воронежских и черкасских. Пятиизбянская и голубинская церкви с 1751 года
подчинялись Черкасскому духовному правлению.
Развитие товарно-денежных отношений привело к тому, что на Дон, на
свободные земли потянулись переселенцы из Центральной России и
Малороссии. Если в XVII — первой четверти XVIII веков новопришлые
оседали в уже существующих городках и станицах или основывали новые, то
в середине и второй половине столетия интенсивно развивается хуторская
система. Несмотря на многочисленные запреты войсковых властей с угрозой
сжечь жилые дома и хозяйственные постройки, остановить процесс,
вызванный экономическими потребностями, было нельзя. Из года в год
число хуторских поселений растет. Даже скрывая от властей подлинное
число хуторов, к 1764 году казаками станицы Пятиизбянской было основано
42 хутора. Часть из них находилась вблизи станицы, а некоторые были
удалены на расстояние более 20 километров. Один за другим стали
появляться Калач, Камыши, Рюмино, Назмище, Кумовка, Скиты, Рубежный —
селения, ныне живые и ушедшие. Процесс рас- слоения среди казачества
пошел еще быстрее после того, как на Дон целыми селами стали
переселяться украинцы. Донские старшины, выплачивая в казну за
малороссиян подушный семигривенный оклад, считали их своей
собственностью, нещадно эксплуатируя. На левом берегу Дона вырастают
новые слободы Новопетровка, Карповка, Варламовка, Вербовка и другие,
заселенные малороссиянами. (Эти села живы и сейчас, жив и украинский
говор, отличный от донского). Поселенцы стали распахивать залежные
земли, заниматься земледелием, скотоводством. Однако донские старшины и
богатые казаки, пользуясь правом взимать поборы, сумели многих пришлых
разорить настолько, что они были вынуждены идти в батраки. Так, по
данным за 1785 год, в селе Карповке из 170 дворов было 70 неимущих,
хозяева которых нанимались в работники к богатым казакам.
В связи с накоплением богатства донское домовитое казачество требовало
уравнения его с дворянским сословием, что и было сделано указом Павла I
от 22 сентября 1798 года. «За ревность и службу Войска Донского»
правительство признало за всеми донскими чиновниками права
великороссийского дворянства, приравняв чин войскового старшины к чину
майора, есаула — ротмистра, сотника — поручика, хорунжего — к чину
корнета.
Став новыми дворянами, донские старшины и атаманы начинают вести новый
образ жизни: посылают детей учиться в Петербург, Москву и строят
особняки, окружают себя крепостными, которых продают, проигрывают или
обменивают на скот. О том, насколько увеличилась пропасть между
простыми казаками и казачьей «верхушкой», можно судить, если сравнить
положение двух казаков Пятиизбянской станицы — Василия Васильевича
Петрова и Василия Васильевича Орлова-Денисова. Первый — рядовой казак,
труженик-земледелец, он пашет, сеет и т. д., есть в пользовании обычный
казачий земельный надел, он неграмотен или едва грамотен. Второй — герой
Отечественной войны 1812 года, граф, генерал-адъютант его величества, у
него тысячи десятин собственной земли и сотни крепостных крестьян, он
хорошо образован, знает иностранные языки. И родственники у них разные. У
Петрова отец рядовой казак, и дед, и прадед, и сын, и внук тоже. А у
Орлова-Денисова отец — войсковой атаман, генерал от кавалерии Орлов;
мать — дочь первого донского графа, генерала от кавалерии Денисова;
сестра замужем за генералом от кавалерии графом Паленом, жена —
фрейлина высочайшего двора графиня Васильева (дочь первого российского
министра финансов). Сын женат на дочери генерала от кавалерии графа
Никитина, одна дочь замужем за генералом графом Толстым, другая — за
тайным советником князем Трубецким, внук женат на княжне Гагариной, а
внучки замужем за генералом графом Граббе, графом Мусиным-Пушкиным,
наместником Кавказа князем Голицыным, князем Барятинским и т.д.
Но и Петров и Орлов-Денисов — казаки станицы Пятиизбянской.
В XVIII веке в нашем крае одним из главных богатств оставался Дон.
Рыболовство занимало важное место в жизни калачевских жителей, голубян,
рюминцев. В отличие от низовьев Дона наши рыбные угодья находились, в
основном, в многочисленных придонских озерах, заводях, протоках.
Поскольку лов рыбы приносил большой доход, старшины и богатые казаки
брали особо рыбные места на откуп. Так, казак Голубинской станицы Аликов
взял на откуп за 50 рублей богатый рыбой ерик. В то время рыбы на Дону
ловилось множество, в особенности тарани, которую вывозили в
Малороссию и Польшу. Цены на эту рыбу стояли низкие, порой по 10 коп.
за 1000 штук. Во время весенней путины тарань плотной массою шла на
поверхности воды, ловили ее много.
Важным казачьим промыслом было скотоводство. Из-за низкого плодородия
земли (супесь, мел, пески) на территории нашего края разведение скота
было более выгодным, потому что выпасов было много. У богатых казаков
поголовье считалось тысячами. Разводили скот голландской, венгерской и
калмыцкой породы. Вообще, 2-й Донской круг, в который входили
Пятиизбянская и Голубинская станицы, имел больше всего скота в Области
Войска Донского.
Много разводили и лошадей разных пород, но в основном — дончаков. Цены
на хороших верховых лошадей были от 40 до 80 рублей. Одни из лучших
пород верховых лошадей разводились в табунах нашего земляка В. В.
Орлова-Денисова.
Многие казаки занимались торговлей. Их называли торговыми казаками. Они
привозили из Москвы, Нижнего Новгорода, Харькова товары: строительный
лес, железо, ружья, канаты, деготь, смолу, кожи, меха, сукна, полотна,
шелковые и шерстяные материи, чай, сахар, кофе. В нашем краю в станице
Пятиизбянской была крупнейшая ярмарка, на которую съезжались казаки из
всех близлежащих хуторов. Сами донцы здесь продавали шерсть, рогатый
скот, лошадей, овец, вино, рыбу и даже невольников, привозимых из Азии.
В начале девяностых годов XVIII века глухое брожение на Дону вылилось в
серию крупных волнений, охвативших около половины казачьих станиц.
Поводом для открытого недовольства политикой правительства послужил указ
Екатерины II о размещении по станицам Кавказской линии казаков 6
полков, проходивших там службу после русско-турецкой войны 1787—1791
годов, и переселении к ним с Дона их семей.
Прежде перевод части казаков для заселения новых земель не вызывал
осложнений, т. к. переселяли в основном бедных казаков «по жеребу и по
очереди», им нечего было терять на старом месте, теперь большинство
казаков укоренилось, обзавелось хозяйством, переселение им не было
нужно. В мае 1792 года несколько полков самовольно покинули Кавказскую
линию, они потребовали у войскового атамана Иловайского отмены указа о
переселении.
Однако Восточная коллегия и войсковое гражданское правительство Н. И.
Салтыкова решили вернуть беглецов на линию. Тогда волнение вспыхнуло с
новой силой. Жители Пятиизбянской и ряда других станиц отказались
выполнять требование властей, напротив, защищали пришедших с линии
донцов. Не надеясь на ходатайство войскового атамана, они направили в
Петербург казака Н. Белогорохова и во главе с Ф. Сухоруковым двинулись
вверх по Дону, стремясь расширить район волнений. Но окруженные
превосходящими отрядами казаков войсковых властей, они вынуждены были
вернуться домой. Н. Белогорохов и Ф. Сухорукое были биты плетьми и
сосланы на каторгу. Недовольство на время утихло. Но в сентябре 1793
года донские чиновники приступили к реализации правительственного указа
о переселении на Кавказ 3 тысяч казаков. Волнения вспыхнули с новой
силой, охватив осенью 1793 года 50 станиц Войска Донского. Войсковые
власти постепенно добились покорности большинства станиц, однако
некоторые, в т. ч. и наша Пятиизбянская, продолжали выступать против
указа и донских старшин. Восставшие казаки лишили власти старых
станичных начальников, а признали главой восстания есаула-нижнечирца
Ивана Рубцова и стали вооружаться, спешно укрепляя свои станицы. Но
посланные на Дон регулярные части под командованием князя Щербатова и 5
казачьих карательных полков заставили повстанцев сложить оружие. По
приказу Щербатова было наказано плетьми более 6 тысяч человек.
Это было последнее восстание казаков против самодержавной власти на
территории нашего края. Правительство было вынуждено сократить число
переселенцев на Кавказскую линию и приступило к преобразованиям в
Войске Донском.
Начало XIX века
В первой половине XIX века процесс массового переселения на Дон
продолжался. Донские старшины, становясь настоящими помещиками, покупали
крестьян в близлежащих губерниях и, захватывая свободную войсковую
землю, селили их. Бедное и среднее казачество этой возможности не имело,
они порой теряли и собственные земельные паи и, не имея возможности
купить строевого коня, обмундирование и вооружение, пополняли ряды
пластунских команд, формируемых Войском Донским. Нависшая угроза самому
существованию казачества вынудила правительство предпринять ряд мер,
направленных на ограничение старшинского землевладения. В утвержденном
царем в 1835 году «Положении об управлении Войска Донского» донским
помещикам отводилось 15 десятин земли на каждую крестьянскую душу, а в
случае переноса имения с войсковой земли норма увеличивалась до 20
десятин. Благодаря этой акции процесс захвата земли старшинами несколько
уменьшился, хотя совсем не прекратился.
Это положение также устанавливало новое территориальное деление земли
Войска Донского на семь округов. Во 2-й Донской округ с центром в
станице Нижнечирской входили станицы Пятиизбянская и Голубинская со
своими юртами. Кроме хуторов Калачевский, Камыши, Кусты, Зеленый и
других, на территории нашего края были слободы или села, подаренные
царской милостью или купленные русскими помещиками, это: Варламовка,
Бузиновка, Тихоновка, Кар-повка. Их хозяйства, расположенные в
междуречье Волги и Дона, специализировались в основном на выращивании
хлебов. Кроме того, переселявшиеся сюда из Малороссии и южных губерний
России крестьяне занимались и садоводством. Из плодовых деревьев сажали
груши, яблони, вишни, сливы, абрикосы. Все произведенное продавалось на
ярмарках, которые проходили повсеместно на территории нашего края. В
нашем 2-м Донском округе к середине XIX века было уже 25 ярмарок, среди
которых важное место занимала Карповская — по названию слободы Карповка.
Согласно «Списку существующих в Российской империи ярмарок», в 1834
году она была одной из крупнейших в нашем округе.
В середине XIX века растет значение хутора Калач, где была построена на
берегу затона пристань. Из Царицына гужевой тягой в Калач перевозились
лес, железо, скобяные товары из Нижнего Новгорода на Дон, в Ростов и
низовые станицы. И хотя товарооборот на Качалинской пристани был выше в
первой половине XIX века, будущее принадлежало Калачевской. Необходима
была железная дорога, которая соединила бы Волгу и Дон, Царицын и Калач.
От Царицына до Калача
Немало людей в нашем крае пользуются железной дорогой, соединяющей
Волгоград с Калачом-на-Дону, а Волгу с Доном. Но немногие знают, что это
одна из самых первых железных дорог в России.
Попытки соединить Волгу с Доном предпринимались давно. Родилась эта идея
в 1569 году, когда турецкий султан Селим решил усилить свое влияние на
юге России. Спустя сто лет Петр I пытался провести свой флот с Волги на
Дон и приказал связать реки каналом и шлюзами по Иловле и Камышенке в
1682—1702 годах. Затем и при Екатерине II, и при Александре I поднимался
вопрос о строительстве судоходного канала, но замысел не удавалось
воплотить. В 1846 году появляется Дубовско-Качалинская конно-железная
дорога, которая просуществовала недолго.
В 1851 году по ходатайству наказного атамана Войска Донского была
исследована местность между Волгой и Доном и предложено два возможных
варианта направления железной дороги. Оба брали начало ниже Царицына, у
хутора Бобыли, и доходили до левого берега Дона в районе станицы
Пятиизбянской. Одно направление оканчивалось у Калачевского затона, имея
общую протяженность 68 верст; другое — в девяти верстах ниже, при
впадении речки Карповки в Дон — 72 версты.
Сведения о первой железной дороге между Царицыном и Калачом имеются в
Полном собрании Законов Российской империи (1858 год) и в «Историческом
очерке развития железных дорог в России» А. И. Минха. - В начале 1858
года инженер генерал-майор Мельников, статский советник Новосельский и
коммерции советник Кокорев обратились к Главноуправляющему путями
сообщения с ходатайством о разрешении учреждения ими общества для
устройства железной дороги между Волгой и Доном, необходимый капитал на
постройку которой исчислялся в 8 миллионов рублей серебром. Реально
было затрачено в два раза меньше.
На Высочайшее усмотрение представили проект известного русского
профессора путей сообщения, автора проекта железной дороги между
Петербургом и Москвой П. П. Мельникова. Его проект и был утвержден 19
июня 1858 года.
«Для устройства сообщения между Волгой и Доном посредством паровой
железной дороги и для развития пароходных сообщений по Дону и Азовскому
морю, — записано в собрании Законов Российской империи, —
утверждается общество Волжско-Донской железной дороги и пароходства».
Главнейшие параграфы общества гласили:
«1. Железная дорога должна быть устроена между х. Климовским, близ Царицына на Волге и затоном Калачевским на Дону.
2. Ширина колеи дороги должна быть 5 футов. Полотно и устои мостов
должны быть устроены для 2 путей, но движение может быть открыто и
производиться при одном лишь пути. Устройство второго пути правительство
может требовать, когда годичный валовой доход достигнет 9 тысяч рублей с
версты.
3. Поверстный тариф в вагонах 1-го класса — 3 коп., второго — 2,5 коп., третьего — 1,5 копейки серебром, или 84 копейки».
Это было почти в два раза больше, чем в среднем за день зарабатывал
тогда рабочий. Со скота поверстно по разрядам взималась плата за
перевозку от 0,04 до 0,08 копейки серебром с головы. Общество
обязывалось приступить к строительству железной дороги через год после
утверждения Устава и вести его так, чтобы движение по всей ветке было
открыто не позднее чем через четыре года. Также оно освобождалось от
всех пошлин, в том числе и таможенных.
Весною 1859 года началось строительство. Главным инженером был назначен Валериан Александрович Панаев.
Первые 25 верст от Царицына проходили в пределах Саратовской губернии,
остальные 47 — по землям Войска Донского. Для строительства
потребовались тысячи рабочих рук. Подрядчики — люди прижимистые —
вербовали тех людей, которым можно было заплатить как можно меньше. Так,
купец Гладин, отправляя своего приказчика в Нижний Новгород, давал
наказ: «Людишек старайся набирать беспачпортных, да всяких сыскных
мужиков. Их на Волге-матушке тьма-тьмущая. Такой товар придется
подешевле».
Весной 1859 года в Царицын на баржах было доставлено две тысячи рабочих.
Однако к началу работ на линии не было подготовлено ни помещений, ни
продовольствия. Вот что писал в то время журнал «Современник»:
«…Обманом завербованные сами рыли для жилья в земле ямы, в которых
сооружались нары. На них нет ни соломы, ни рогож, под боком доска, под
головой кулак.
От дизентерии и тифа в июне больных шестьсот, умерших девяносто три.
Особенно недопустимо устроено питание на участке 59-й версты около
хутора Калача. Чтобы не разбегались рабочие, поставлена казачья охрана,
даже около шалаша больных стоит часовой. Малейший протест против дурной
пищи, обсчетов, непосильных уроков выработки выдается как бунт».
Санитарно-врачебное обслуживание было поставлено крайне плохо: на всем
протяжении пути работали один врач и один фельдшер, в результате чего
смертность на строительстве дороги доходила до 20 человек в день. Из-за
непосильных условий труда началось массовое бегство рабочих. За 1859
год из 2000 строителей умерло 500, бежало 300.
Весной 1860 года новые 2500 рабочих были завербованы в Рязанской,
Тамбовской, Воронежской губерниях. Положение их было страшное. Н. А.
Добролюбов в журнале «Современник» писал в статье «Опыты отучения людей
от пищи по материалам со строительства Волго-Донской железной дороги»:
«Как же не умирать людям, которых не кормят по нескольку дней, привозят и
пускают в голую бесплодную степь, без хлеба, без всяких запасов, на
сорокаградусной жаре, не заготовивши им никаких помещений, не пославши с
ними ни лекаря, ни медиков… Как тут не умереть человеку»
Рабочие стали бросать работу: 19 мая 1860 года бежало 102 человека, 23
мая — 207, 26 мая — 144. Царицынский исправник учинил погоню, в которой
один беглец был убит и несколько человек ранено. Слух об этом быстро
облетел всю железную дорогу, вызвал общие волнения, доходившие до
вооруженных столкновений с полицией и солдатами.
Правительство направило для расследования причин волнения на железной
дороге флигель-адъютанта Рылеева. Вот что он сообщил императору
Александру II в рапорте от 29 июля 1860 года: «Сын Гладина, решив
остановить побеги, пошел на крайние меры. Он обратился к царицынскому
городничему, который 24 мая жестоко пересек 20 человек. В числе
наказанных был старик 64 лет, привезший с собой на работу 2 сыновей.
Последние просили наказать их вместо отца, но просьба их не была
уважена. И жестоко высеченный 150 ударами старик пролежал потом около
недели в лазарете…
…
Городничий без всякого исследования дела приступал к наказанию рабочих,
дозволял себе рвать у наказанных бороды, бить людей ногами…».
Строительство дороги продолжалось. Три года напряженного труда привели к
окончанию работ. Сколько отдано жизней на возведение железнодорожного
пути, до сих пор неизвестно. Шпалы для дороги изготовлялись в Царицыне,
рельсы — на Урале, на демидовских заводах. На берегу Волги за речкой
Царицей открылась станция Волжская, через которую доставлялись
различные необходимые материалы при строительстве линии. Из Петербурга
водою пригнали 10 старых немецких паровозов с дровяным отоплением. Это
вызвало возмущение среди русских специалистов, так как к тому времени
уже вступил в строй Александровский казенный завод, выпускавший мощные
локомотивы.
5 мая 1862 года состоялось торжественное открытие дороги.
Очевидцы так рассказывают об этом: «На длинно-трубном паровозе повесили
флаг. Впереди поскакали двое конных, отгоняя скотину с пути. Желающих
прокатиться на «чудо-машине» не было. Сели сами рабочие. Среди зрителей
было много дубовских фурщиков, приехавших посмотреть на «железного
соперника».
Подвижной состав Волго-Донской железной дороги состоял из 2 паровозов
пассажирских, 8 паровозов товарных, 10 вагонов пассажирских (считая 1
императорский), 6 вагонов багажных и 341 вагона товарного.
В 1868 году было перевезено 22044 пассажиров, 2662 военнослужащих, 811
служащих. Среди грузов главным был лесной товар, затем хлебный,
железный, рыбный, мануфактурный.
В штат служащих ВДЖД, кроме железнодорожных специалистов, в 1871 году
входили два доктора, два фельдшера, чертежник и журналист.
Волго-Донская железная дорога имела шесть станций: Волжскую, Садовую,
Крутую (ныне имени М. Горького), Карповскую, Кривомузгинскую и Донскую.
По дороге курсировали поезда: № 6 — пассажирский и № 3 —
товаропассажирский. Они ходили почти пустыми. Так, 28 мая 1865 года из
42 пассажиров в первом классе ехали 2 человека, во втором — 11, в
третьем — 23, по бесплатным билетам (их выдавали начальникам станций и
рабочим дистанции пути) — 6.
Одним из пассажиров Волго-Донской железной дороги был русский писатель
П. И. Якушкин. Он в 1868 году, направляясь в Астрахань, оставил в
«Путевых письмах»- описание своей поездки из Калача в Царицын: «Мы
отправились на станцию железной дороги, которая подходит к самому Дону в
Калаче, а также и к Волге в Царицыне.
Станции на волжско-донской дороге отличаются простотой своей постройки.
Калачинская и Царицынская такие же, как на Неве пароходные пристани
(они же служат и здесь пристанями), а прочие — одноэтажные небольшие
деревянные домики. Так, например, на Кривомузгинской станции для
приезжающих одна очень уютная комната, которая для отдыха гораздо
удобнее больших зал Николаевской железной дороги. За прилавком женщина,
очень чисто одетая, на окнах цветы, на полу тут же играет ребенок,
должно быть, сын буфетчицы. Все, думаю, хорошо: и чисто, и опрятно, и
денег не брошено даром; все, что нужно, — есть; о том, чтобы построить
что-нибудь, что, не принося никакой пользы ни проезжающим, ни акционерам
железной дороги, а только ревизорам в глаза бросается, — об таких вещах
здесь не подумали… Европа! Как есть Европа!».
Однако, несмотря на то, что дорога приносила немалую выгоду, заработная
плата рабочих и обслуживающего персонала «чугунки» была низкой.
В документах, найденных в одном из домов на улице Пугачевской Волгограда
(здесь находилось в свое время одно из отделений дороги), указаны
начисления рабочим по зарплате. Дни нахождения в лазарете-больнице не
оплачивались, также исключались из оплаты праздничные и ненастные дни.
Например, рабочему-железнодорожнику А Антонову в марте 1863 года за 19
рабочих дней выплачено 9 рублей 12 копеек. Зарплата стрелочников,
ремонтных рабочих, смазчиков, слесарей, паровозных кочегаров не
поднималась выше 15 рублей в месяц. У специалистов была выше, у
начальника службы движения и коммерческой работы оклад равнялся 208
рублям серебром.
Несмотря на трудности, связанные с малочисленностью грузов и людей,
капитальные затраты на строительство железной дороги в размере 4,5 млн
рублей окупились довольно быстро. В 1869 году поверстный валовой доход
составил 7063 тысячи рублей и был самым высоким на железных дорогах
России. В 1870 году дорога перевезла 2459 тысяч пассажиров.
С тех пор прошло более 100 лет. Царицын стал Волгоградом, а хутор
Калачевский превратился в город Калач-на-Дону. Но и поныне железная
дорога остается важным связующим звеном между Волгой и Доном.
Верные сыны Отечества
В истории нашего края есть люди, которые оставили яркий след в истории и прославили Россию своей доблестью и геройством.
Знатный род казаков-дворян, заслуживших потомственное дворянство
доблестной службой и храбростью в боях с врагами России - род Денисовых.
Родоначальником рода считается Денис-Батырь Ильич, казак станицы
Пятиизбянской. Был женат на дочери Степана Разина, которая, по легенде, в
мужской одежде встречала Петра I, представившись атаманом, в то время
как муж прятался. Из других источников известно, что он был не только
храбрый и умный воин, но и пройдоха. Писали, что он был неоднократно
порот казаками за разного рода проделки. Опасаясь очередного наказания,
он прятался от царя. Тем не менее, он сопровождал Петра Великого под
Азов, где оказал ему какие-то очень ценные услуги. Второй женой
ДенисаБатыря была некая Макарьевна, и все его потомки считали, что их
род пошел именно от нее. Однако не исключено, что Денисовы просто
скрывали свое родство со знаменитым мятежным атаманом.
В 18, 19 веках жили и действовали восемь генералов Денисовых,
находившихся в родственной связи. Все они были рождены в станице
Пятиизбянской: Денисов Андриан Карпович, его брат Денисов 4-й Логин
Карпович, генерал-майор, участник суворовских походов, Отечественной
войны 1812 и заграничных походов 1813-1814; их отец Денисов Карп
Петрович, два брата отца, граф Федор и Тимофей Петровичи Денисовы.
Двоюродные братья А.К. Денисова: Василий Тимофеевич Денисов 7-й,
генерал-майор, участник взятия Гамбурга в 1813 г., и Петр Тимофеевич
Денисов 8-й, участник многих походов и войн, с 1811 в отставке, с 1812
г. начальник Хоперского сыскного начальства. Его младший брат, Иван
Тимофеевич Денисов, также был сыскным начальником округа из 26 донских
казачьих станиц. Восьмым генерал-майором среди Денисовых был Тихон
Иванович.
Ныне прямые потомки и носители фамилии Денисовых являются подданными
Бельгии и Франции, принадлежат римско-католическому вероисповеданию и не
поддерживают отношений с русской эмиграцией.
Об атамане Войска Донского Андрияне Карповиче Денисове упорное молчание
хранилось многие десятилетия. Сегодня имя его мало кому известно — оно
находилось в густой тени прошлого. А он был боевым сподвижником Суворова
и Кутузова, Потемкина и Багратиона, атамана Матвея Платова. Всю жизнь
Георгиевский кавалер Денисов отдал беззаветному служению Российской
державе. Такие личности опережали свой век. Служил с 12 лет, в 19 был
произведен в офицеры.
Родился А.К. Денисов в 1764 году в станице Пятиизбянской. В 1818 году,
после смерти атамана Платова, стал Донским атаманом. В отставку вышел в
чине генерал-лейтенанта с орденом святого Георгия четвертой степени,
святого Владимира второй степени, святой Анны первой и второй степени,
украшенных алмазами, Командорским Крестом ордена святого Иоанна
Иерусалимского, золотой саблей с алмазами и надписью «За храбрость».
Денисов прошел славный боевой путь. Отличился при штурме Измаила в 1790
году (первым взошел на один из бастионов), с блеском проявил свои
воинские способности в Итальянском и Швейцарском походах Суворова,
командуя всеми казачьими полками.
Денисов Василий Тимофеевич, генерал-майор, Георгиевский кавалер,
происходил из известного казачьего рода военноначальников Денисовых
станицы Пятиизбянской. Родился он в 1771 году в этой знаменитой станице.
Службу начал есаулом в 1788 году. Через два года он сражается в скалах и
чащах со шведами в Северной войне и за успехи производится в капитаны. В
чине секунд-майора командует полком.
В 1792 и 1794 гг. Василий Денисов бьется среди лесов и топей в Польской
кампании против восставших конфедератов, участвует в разбитии войск и
пленении главнокомандующего Т. Костюшко. Наградой ему была врученная
золотая сабля «За храбрость».
Личной отвагой он подавал пример всему полку. При опасном штурме
пылающего предместья Варшавы Денисов пешим возглавил колонну, дерзко
атаковал пехоту, овладел батареей и захватил орудие. За «отличное
мужество» был награжден орденом святого Георгия 4-ой степени. За
храбрость при взятии Варшавы, захват пушек получили ордена святого
Георгия его земляки-удальцы из станицы Пятиизбянской: полковник
В.И.Попов и премьер-майор П.А. Бузин. В 1799 году Денисову был присвоен
чин генерал-майора. В 1806 и 1807 г.г. Василий Тимофеевич с казачьими
полками в заграничном походе бил в сражениях французских гренадеров
Наполеона, набираясь опыта супротив будущих врагов земли русской.
Наступил 1812 год. К ногам Наполеона почти безропотно ложились
европейские столицы. Но вот «Грянул внезапно гром над Москвою, выступил с
шумом Дон из брегов», Денисов на просторах российских командовал
казачьей бригадой, проявил себя в крупных баталиях. Благодаря его
умелому руководству только с 18 июня по 9 ноября 1812 года «в этих делах
взято в плен до 4000 человек с офицерами и 80 орудий, оставленных
неприятелем, с множеством зарядных ящиков и другого обоза». Денисов
также участвовал в «истреблении без остатка многих колонн рассеянного
французского корпуса». Дошел с казаками до стен огрызающегося Парижа,
поил всхрапывающих коней на берегах реки Сены. В октябре 1814 года с
победой возвратился из столицы Франции с полками на Дон.
Василий Тимофеевич Денисов дожил до 1822 года и скончался в родной
станице Пятиизбянской генерал-майором в отставке. Неподалеку от церкви
(почетное место) его и погребли. Долгие годы место его упокоения было
отмечено мраморным камнем с надписью, который освежали живые лазоревые
цветы. Память о нем в станице хранилась изустно десятилетиями.
Атаманским правлением СКО в сентябре 2012 года в торжественной
обстановке был открыт и освящен памятный камень в основании будущего
памятника атаману Войска Донского А.К. Денисову. На мраморной плите
начертаны слова «Прославленному роду казаков Денисовых уроженцев станицы
Пятиизбянской от благодарных потомков станичного казачьего общества».
К сожалению, в связи с постройкой Цимлянского водохранилища была
разрушена церковь и уничтожено кладбище, где по воспоминаниям старожилов
находились могилы представителей этого знатного рода.
Память о героях в Пятиизбянке хранят веками. В годы Великой
Отечественной войны на фронт ушло 117 жителей нашего хутора, многие из
них не вернулись в родные места. В хуторе есть братская могила, где
установлен памятник погибшим.
Каждый год 9 мая здесь проходит торжественный митинг. На празднике,
посвященным 400-летию нашего хутора, была открыта новая мемориальная
доска с именами погибших и захороненных воинов.
"Казаки от казаков ведутся" - информационно - библиографическое пособие разработал инновационно - методический и библиографический отдел Калачевской межпоселенческой центральной библиотеки. Данное пособие предназначено лидерам казачьего движения, преподавателям и учителям истории, библиотекарям, а так же будет полезно всем, кто интересуется историей Донского края и местом казачества в современном мире.
ББК 63.3(2Рос - 4Волг) - 8я1
К 14
Казаки от казаков ведутся: информационно - библиографическое пособие / МКУК "Калачевская межпоселенческая центральная библиотека", инновационно - методический и библиографический отдел; [сост. В.А.Питель; ред. Е.А.Великанова]. - Калач - на - Дону, 2014. - 22 с.: ил.
ГОРОДА воинской славы
Звание «Город воинской славы» присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм.В период с апреля 2007 по ноябрь 2012 звание «Город воинской славы» было присвоено 40 городам России, прославившимся своими жителями и воинами в ключевые периоды нашей истории: начиная с нашествия Батыя, Отечественной войны 1812 года, и, конечно, в годы Великой Отечественной войны.
Вера в себя, любовь к земле и традициям своих предков, воинская доблесть и поразительная стойкость жителей этих городов оставались неизменными, несмотря на тяжёлые испытания, выпавшие на их долю в те далекие годы.
В 2010 году городу Калач-на-Дону было присвоено почётное звание «Город воинской славы» (указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2010 № 342).
Сталинградская битва начиналась в окрестностях города Калач-на-Дону.
Фашистское командование планировало после взятия использовать его как
плацдарм для накопления сил перед ударом по Сталинграду, путь к которому
через Калач-на Дону - самый короткий. Немцам нужно было всего лишь
овладеть мостом через Дон, и, перейдя по нему, преодолеть ещё, каких-то
75 километров. В середине лета 1942 года за переправу через Дон шли
страшные бои.
"Наши советские войска остановили фашистов на фронте, протяженностью
800 км, т.е. основные силы фашистских войск были втянуты в тяжелейшие,
кровопролитнейшие бои в Междуречье Волги и Дона", - рассказывает
заведующая Калачевским филиалом Волгоградского областного музея
краеведения Вероника Никитина.
Советским солдатам удалось отбросить немцев на несколько километров
от переправы через Дон. В результате 13-дневных непрерывных боев на
подступах к Калачу были сорваны планы немецкого командования взять
Сталинград сходу. Но в середине августа вражеская авиация нанесла
массированный удар по расположению наших войск. Несколько дней
ожесточенной бомбардировки. Казалось, защищать переправу и город уже
некому, однако солдаты стояли до конца и, лишь получив приказ отступать,
ушли. В сентябре 1942 года - Калач-на-Дону оккупирован захватчиками. Есть немало свидетельств, хранящихся в Волгоградском областном архиве, которые рассказывают об издевательствах фашистов над мирным населением. За любое неповиновение – расстрел. 200 убитых детей за три месяца оккупации. Петр Михайлович был тогда мальчишкой. Ему повезло – остался жив и помнит лишь жестокие побои.
"Немцы берут меня: говори, кто еще с вами был, чего вы делали? Били так, что я сознание два раза терял", - вспоминает местный житель Петр Силкин.
Контрнаступление советских войск началось неожиданно для противника. Утром 19 ноября 1942 года. Немецкие позиции в течение почти полутора часов обстреливали 3500 орудий и минометов. Это было начало операции "Уран", разработанной Ставкой Верховного Главнокомандования, чтобы ликвидировать сталинградскую группировку фашистских войск.
23 ноября Калач был освобожден. Молниеносно. В этот же день произошло историческое соединение Юго-Западного и Сталинградского фронтов, сомкнувших кольцо окружения вокруг вражеской группировки. Таким образом, отрезанными от своих войск оказались 330 тысяч солдат противника, это 22 дивизии и 160 отдельных частей. Они больше не смогут вырваться из этого кольца. Битва за Сталинград завершилась там же, где и начиналась, – вблизи маленького города Калач-на-Дону.
Смотрите оригинал материала на https://www.1tv.ru/news/social/280031
Краеведческий музей в городе Калаче-на-Дону.
Музей краеведения –
это мостик в прошлый мир родного края.
Открытие
краеведческого музея в Калаче-на-Дону состоялось 22 ноября 1972 года, накануне освобождения
города от гитлеровских захватчиков. Хотя сбор материалов о прошлом земли
калачевской начался уже в 1965 году, когда был создан Совет музея под
председательством А.П. Бусова. В этом совете состояли 15 человек. В 1968 году
Бюро районного комитета партии приняло постановление о создании народного
историко-краеведческого музея в Калаче. С 1969 года по 1972 год шел ремонт
отведенного под музей здания. Одновременно с этим в уже отреставрированных
залах начали экспозиции в миниатюре на тему «Установление Советской власти и
гражданская война в крае». В 1972 году полностью отремонтированный дом бывшего
купца С.И. Кравченко (постройки 1890 года) перешел в распоряжение музея,
который с 1974 года стал филиалом
Волгоградского областного краеведческого музея. В 2007 году музей отметил
35-летие.
Территория
Калачевского района – частица нашей планеты. Поэтому она в миниатюре повторила
путь, пройденный землей за миллионы лет. Наш край богат различными
историческими событиями, главнейшие из этих событий отражены в краеведческом
музее.
В музее экспозиция и выставки формируют гражданственность
и патриотизм с первого зала, т.к. существует система посещения музея учащимися,
начиная с первого класса и до окончания школы. Нельзя забывать, что ребенок и
подросток каждый год приходят в музей
другими людьми, по-иному воспринимающими рассказываемое и показываемое.
В музее 7 залов.
1 зал - картинная
галерея местных художников.
2 зал - зал природы,
где находится подъемный материал палеонтологических раскопок, археологических,
показан растительный и животный мир края.
3 зал - заселение
края, здесь рассказывается о далеком прошлом донских казаков, о неспокойной
жизни на «диком поле», где тысячелетиями шла борьба за жизнь (греки, скифы,
сарматы, хазары, печенеги, половцы, татары, казаки).
В этом же зале
фотоснимки, описания, архивные документы, вещи, предметы казачьего быта,
старинные деньги, здесь же можно получить ответ на вопросы: как и когда, возник
хутор Калачевский, почему так назван. Можно увидеть макет казачьего куреня,
узнать о строительстве железной дороги Царицын - Донская в 1859 году.
4 зал - это
комната-горница, в которой разместились предметы, и вещи донских казаков конца XIX начала XX в. (сундук,
горка, комод, патефон, граммофон).
5 зал посвящен
становлению Советской власти и гражданской войне. Экспонируются: аппарат
«Морзе» по которому в Калаче было принято сообщение о Великой Октябрьской
революции, альбом с фотоснимками и
списками расстрелянных белогвардейцами в 1918 году, холодное оружие
красногвардейцев, награды партизан и прочее.
6 зал - Великая
Отечественная война 1941-1945 годов.
Личные вещи участников войны - папаха, полевая сумка, планшет.
Фотографии, вещи земляков с фронта, письма, предметы солдатского быта, газеты
того времени.
7 зал – продолжение о
Великой Отечественной войне. Здесь расположены авиационные пушки,
противотанковые ружья, огнестрельное оружие и снаряжение, собранное на полях
боев группой «Поиск». В этом же зале можно узнать все о знатных калачевцах (о
Героях Советского Союза, о Героях Социалистического Труда, о Почетных гражданах
г. Калача – на – Дону, Героях России).
В краеведческом музее
разработана и успешно реализуется культурно-образовательная программа «Земля
Калачевская» для воспитанников детских садов, учащихся школ,
профессионально-технических училищ, студентов, военнослужащих. Основу ее
составляют традиционные мероприятия: экскурсии, лекции, праздники, музейные
уроки, уроки мужества, краеведческие конференции. Программа нацелена на
героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения, на возрождение
духовности, формирование бережного отношения к культурно-историческому
наследию, воспитание любви и преданности Отечеству.
Поэтому Калачевский
филиал Волгоградского краеведческого музея работает в тесном контакте с отделом
народного образования, с библиотечной системой, в/ч 3642, районным ДК,
общественными ветеранскими организациями: «Земляки-сталинградцы», «Защитники и
блокадники Ленинграда», «Дети военного Сталинграда», «Воины-афганцы», с клубами
«Серебряная ветвь», «Семья», «Радуга», с МОУ ДОД ДЮЦ «Танаис», с союзом
православных женщин.
Музей был и остается
своего рода памятником культуры, учреждением культуры, призванным передавать из
поколения в поколение культурные ценности, культурные традиции народа, его
интерьер должен поражать воображение, а его экспонаты – служить
доказательством, что здесь, словно по эстафете передается история края.
Калачевский техникум-интернат вошел в число лучших ссузов России.
Калачевский техникум-интернат вошел в число лучших ссузов России. Единственное в Волгоградской области среднеспециальное образовательное учреждение для людей с инвалидностью награждено дипломом и национальным знаком качества. Цель преподавателей здесь не просто научить профессии, а доказать что никаких преград не существует.
За плечами Константина
Кулькина уже три года учебы. Парень осваивает специальность
«Программирование в компьютерных системах». О своей будущей профессии
молодой человек задумался еще в школе. Выбор места учебы осложнялся тем,
что далеко не во всех образовательных учреждениях есть возможность
свободно передвигаться на коляске. Про калачевский техникум, где
обучаются дети с нарушениями здоровья, Костя узнал случайно от знакомых.
Поступил и не пожалел – здесь помимо образования парень нашел верных и
надежных друзей.
Константин Кулькин, студент: «Общение тут просто отличное. Ребята отзывчивые, добрые, всегда придут на помощь. Все хорошо с этим».
В техникуме для инвалидов учатся по тем же стандартам, что и в обычных средне специальных учебных заведениях. Поблажек не дают. Сегодня в техникуме образование на безвозмездной основе получают более 200 ребят. Большая часть из них находится в стенах альма-матер в течение всего учебного года. Пандусы, светоотражающие тактильные полосы и даже лифт – здесь созданы все условия для безбарьерного передвижения. Те студенты, для кого 2015 год стал выпускным, признаются: с удовольствием вернутся суда снова. Но уже за вторым дипломом.
Сергей Красько, студент: «Четыре года провел в техникуме, и очень хорошие впечатления, преподаватели отзывчивые. Мне очень понравилось в техникуме, я бы еще раз даже обучился бы».
Особенные здесь не только студенты, но и преподаватели. Грамотного специалиста по сурдопереводу, к примеру, искали не один год. Евгения Щипилова проводит занятия на языке жестов так, что слабослышащие ребята с легкостью усваивают самые сложные программы.
Евгения Щипилова, сурдопедагог: «У нас проводятся коррекционные занятия. Наши студенты обучаются интегрировано. Они имеют возможность обучаться со слышащими сверстниками. У них обогащается словарный запас».
Помимо педагогов, о студентах заботится и медицинский персонал. Комплексная реабилитация позволяет адаптировать ребят к жизни в социуме, где инвалидам зачастую приходится сталкиваться с непростыми ситуациями. Сенсорная комната помогает снять психоэмоциональное напряжение и расслабиться. Такой получасовой релакс заряжает энергией и дает дополнительные силы для освоения новых знаний.
В свободное от учебы время каждый может найти себе занятие по душе. Эта сцена для многих молодых людей стала стартовой площадкой на пути к творческому успеху. Не пустует и теннисный стол. Кстати, спорту здесь уделяется особое внимание. В спортивном зале техникума занятия проходят в усиленном режиме. Упорное стремление и ежедневные тренировки помогают молодым людям завоевывать первые места на различных соревнованиях. В призовой копилке – десятки высоких наград.
Одна из последних громких побед – первое место на областной спартакиаде. Команда калачевского техникума – лидер уже в шестой год подряд. Константину Кулькину, кстати, в гонке на колясках нет равных. Спортом он увлекся 10 лет назад, и с тех пор тренажерный зал не покидает.
Константин Кулькин, студент: «Спорт – это жизнь. Для меня. Дает выносливость. Гонки на коляске очень хорошо меня развивают. Занимаюсь так же арм-спортом, занимаюсь пауэрлифтингом – это поднятие штанги. 65 кг последний поднимал. Третье место занял за это».
К победам своих подопечных, как в спорте, творчестве или учебе, педагоги относятся с особым трепетом. Ведь каждый шаг по лестнице жизни ребятам дается путем упорного труда и работы над собой.
Юрий Машков, директор: « Когда глубокий инвалид впервые в жизни выходит на аудиторию, на сцену и видит, что ему рукоплещут, – это перелом в сознании человека. Человек даже с глубокой инвалидностью понимает, что он кому-то нужен в этой жизни. И это тоже одна из основных наших задач».
В этом году Калачевский техникум-интернат вошел в число лауреатов национального конкурса «Лучшие техникумы России». Всего подобных учебных заведений 11. За годы работы здесь получили образование более шести тысяч студентов. Многие из них сегодня трудятся в самых разных уголках нашей страны. Но самое главное, что ребята получили не только достойное образование, но и нашли свою дорогу в жизни, несмотря ни на какие преграды.
Константин Кулькин, студент: «Общение тут просто отличное. Ребята отзывчивые, добрые, всегда придут на помощь. Все хорошо с этим».
В техникуме для инвалидов учатся по тем же стандартам, что и в обычных средне специальных учебных заведениях. Поблажек не дают. Сегодня в техникуме образование на безвозмездной основе получают более 200 ребят. Большая часть из них находится в стенах альма-матер в течение всего учебного года. Пандусы, светоотражающие тактильные полосы и даже лифт – здесь созданы все условия для безбарьерного передвижения. Те студенты, для кого 2015 год стал выпускным, признаются: с удовольствием вернутся суда снова. Но уже за вторым дипломом.
Сергей Красько, студент: «Четыре года провел в техникуме, и очень хорошие впечатления, преподаватели отзывчивые. Мне очень понравилось в техникуме, я бы еще раз даже обучился бы».
Особенные здесь не только студенты, но и преподаватели. Грамотного специалиста по сурдопереводу, к примеру, искали не один год. Евгения Щипилова проводит занятия на языке жестов так, что слабослышащие ребята с легкостью усваивают самые сложные программы.
Евгения Щипилова, сурдопедагог: «У нас проводятся коррекционные занятия. Наши студенты обучаются интегрировано. Они имеют возможность обучаться со слышащими сверстниками. У них обогащается словарный запас».
Помимо педагогов, о студентах заботится и медицинский персонал. Комплексная реабилитация позволяет адаптировать ребят к жизни в социуме, где инвалидам зачастую приходится сталкиваться с непростыми ситуациями. Сенсорная комната помогает снять психоэмоциональное напряжение и расслабиться. Такой получасовой релакс заряжает энергией и дает дополнительные силы для освоения новых знаний.
В свободное от учебы время каждый может найти себе занятие по душе. Эта сцена для многих молодых людей стала стартовой площадкой на пути к творческому успеху. Не пустует и теннисный стол. Кстати, спорту здесь уделяется особое внимание. В спортивном зале техникума занятия проходят в усиленном режиме. Упорное стремление и ежедневные тренировки помогают молодым людям завоевывать первые места на различных соревнованиях. В призовой копилке – десятки высоких наград.
Одна из последних громких побед – первое место на областной спартакиаде. Команда калачевского техникума – лидер уже в шестой год подряд. Константину Кулькину, кстати, в гонке на колясках нет равных. Спортом он увлекся 10 лет назад, и с тех пор тренажерный зал не покидает.
Константин Кулькин, студент: «Спорт – это жизнь. Для меня. Дает выносливость. Гонки на коляске очень хорошо меня развивают. Занимаюсь так же арм-спортом, занимаюсь пауэрлифтингом – это поднятие штанги. 65 кг последний поднимал. Третье место занял за это».
К победам своих подопечных, как в спорте, творчестве или учебе, педагоги относятся с особым трепетом. Ведь каждый шаг по лестнице жизни ребятам дается путем упорного труда и работы над собой.
Юрий Машков, директор: « Когда глубокий инвалид впервые в жизни выходит на аудиторию, на сцену и видит, что ему рукоплещут, – это перелом в сознании человека. Человек даже с глубокой инвалидностью понимает, что он кому-то нужен в этой жизни. И это тоже одна из основных наших задач».
В этом году Калачевский техникум-интернат вошел в число лауреатов национального конкурса «Лучшие техникумы России». Всего подобных учебных заведений 11. За годы работы здесь получили образование более шести тысяч студентов. Многие из них сегодня трудятся в самых разных уголках нашей страны. Но самое главное, что ребята получили не только достойное образование, но и нашли свою дорогу в жизни, несмотря ни на какие преграды.
«СП «Донское» (Калачевский район) признано лучшим предприятием в сфере АПК Волгоградской области за текущий год
На областном Дне работников сельского хозяйства
губернатор, вручив генеральному директору ООО «СП «Донское» Александру
Борисовичу Колесниченко кубок, поздравил его коллектив с присвоением звания «Лучшее предприятие в сфере АПК Волгоградской области 2015 года».
А 11 ноября Александру Борисовичу предстоит принимать поздравления с юбилеем – 60-летием.
Когда Александр Борисович Колесниченко лет десять назад пришел в Ильевку – на землю бывшего колхоза «Россия», по экономическим показателям когда-то одного из лучших в области, – от него оставались рожки да ножки. Многим тогда решение взять в аренду полуразрушенный имущественный комплекс и донельзя запущенную землю казалось самоубийством. В обработке – меньше тысячи гектаров, на молочно-товарной ферме, где дойное стадо доходило до 6 тыс. голов, — около 150 доходяг красной степной породы. И – долги перед пайщиками: по 40 кг зерна им не могли выдать…
Сегодня СП «Донское» — одно из лучших хозяйств области. Что нынче совсем уж редкость, с полноценным многопрофильным сельским хозяйством, имеющим и растениеводство, и динамично развивающееся животноводство – молочно-товарное.
2011 год: дойное стадо «Донского» насчитывало 614 голов. Годовой надой на одну фуражную корову составил 7742 кг, валовой – 4483 тонны.
2012-й: фуражных коров — 714, годовой надой на одну голову — 8032 кг, валовой — 5727 тонн.
2013-й: поголовье дойного стада выросло до 734 голов, надой на одну голову – 8057 кг, валовой — 6277 тонн.
2014-й: поголовье дойного стада – 800, годовой надой на одну голову — 6614 кг, валовой — 8135 тонн.
Сейчас в хозяйстве 11 тыс. га пашни. Около 2 тыс. га засеваются кормовыми культурами: многолетними травами, люцерной, кукурузой, суданкой… Остальная площадь под зерновыми: кроме озимой пшеницы сеют ячмень, зерносмеси. Недавно еще 3 тыс. га разорившегося крестьянско-фермерского хозяйства взяли в Мариновке. В этом году урожай зерновых собрали чуть ниже среднего, но по погодным условиям сезона неплохой. А будущий под вопросом: из посеянных 4,6 тыс. га озимых только 30% взошло. Яровые сеять нет смысла: влаги в почве с каждым годом все меньше.
Игорь Пузанков,
заместитель генерального директора ООО СП «Донское»:
«Зачем здесь заниматься сельским хозяйством?»
— В конце сентября к нам приезжали немцы, отцы которых воевали и погибли здесь. У них была запланирована поездка на другое предприятие, но что-то не срослось и их неожиданно привезли к нам. Поскольку поездку организовывала и финансировала сельскохозяйственная коммерческая фирма, приехали в основном фермеры. Во все вникали очень заинтересованно и доброжелательно. А в конце нашей встречи выразили удивление: «Зачем вы вообще здесь занимаетесь сельским хозяйством? При таком количестве осадков, как у вас, заниматься им не имеет никакого смысла…»
Мы – занимаемся. Причем, что на взгляд прагматичных немцев, с коммерческой точки зрения совсем уж абсурд, не только зерном, но и молоком…
Николай Харыбин, заместитель генерального директора по животноводству:
«Прибыль – не самоцель, а всего лишь ориентир»
— Когда Александр Борисович Колесниченко принял хозяйство, — рассказывает заместитель Николай Харыбин, — на ферме еще были остатки былой роскоши — коровы красной степной породы. Низкой продуктивности, подверженные заболеванию лейкозом. Причем уже инфицированные. А это железный аргумент для того, чтобы избавиться от этой головной боли – убыточного скота. И, как правило, вздохнув с облегчением, больше к животноводству не возвращаться. Александр Борисович, кстати, по образованию агроном, каких мало, не смог: избавиться от скота означало лишить людей рабочих мест. Чтобы сохранить их, он взял курс на замену коров высокоудойными.
Начинали в 2006 году с 360 голов, закупленных в Германии. В 2008 году привезли молодняк из Австралии. В 2010-м – из Дании. В 2013-м – из США. В 2015-м – из Голландии. Таким образом, получив статус племзавода, накопили богатый генетический материал для селекционной работы.
Сейчас у нас КРС – 2200 голов. Все племенные молочного направления – голштинской породы. Из них 850 дойных коров. Примерно столько же только во Фроловском районе у «ДонАгроГаза». В отличие от нас он круто шагнул – финансовые средства у его инвесторов были не те, что у нас. Но, судя по его проблемам, деньги не все решают.
— В Германии в основном держат по 30-50 коров, этого достаточно, чтобы прокормить семью, — продолжил Пузанков. — А государственная поддержка – не сравнить с нашей. Дотации идут на площадь земли: вне зависимости от того, пашня это или пастбище, фермер получает 350 евро на гектар. Поэтому у них молоко дешевое. Зарплата доярки — 1200 евро, в пересчете на наши деньги около 100 тыс. руб. У нас доярка получает 20-25 тыс.
Берега у донских молочных рек не кисельные
— А для Краснодарского края, где численность дойного стада на фермах достигает 6 тыс. голов, мы со своим поголовьем, одним из самых больших в области, — мелкота. Климат помягче, нет таких морозов, как у нас, поэтому на Кубани строят легковозводимые металлические каркасы, которые намного дешевле, и возводить их можно быстрее. У нас надо возводить железобетонные корпуса, что намного дольше и намного дороже. Они раньше начали модернизировать молочно-товарные производства. И в ветеринарии дальше продвинулись. Их оборудование позволяет делать коровам УЗИ. Надеемся, построив новый корпус, мы подтянем туда и новые технологии.
Почвенно-климатические условия в Краснодарском крае несравнимые с нашими. Там корма выращивают на богаре. Нам без орошения не обойтись. Отсюда разница в себестоимости: на Кубани составляющая кормов в молоке – 20%, у нас – 50-60%.
Продовольственная безопасность страны дороже денег
— Так, может, немцы правы? Зачем развивать по себестоимости продукции заведомо неконкурентоспособное производство?
— Есть понятия, к которым рыночные категории неприложимы. Никто не говорит о себестоимости продукции военно-промышленного комплекса – все понимают, что безопасность страны дороже любых денег: «Если не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую». Примерно так же должны относиться и к продукции агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность. Если государство не может кормить свое население, чтобы поставить его на колени, достаточно перекрыть поставки продовольствия. От этой угрозы крылатые ракеты не защитят.
Похоже, у нас это начинают осознавать. Надеемся, что на государственном уровне это понимание созреет, и к АПК, в том числе к молочно-товарному производству, реально будут относиться по-другому. В надежде на это мы ввязались в этот бой: строим новый коровник на 800 голов.
В области должно быть свое молоко
— У нас его производится катастрофически мало. Крупных предприятий, которые могли бы стабильно снабжать город молоком, кроме нашего и «ДонАгроГаза», практически нет. Волгоградский молзавод может перерабатывать до 200 тонн молока в сутки. Сейчас он перерабатывает около 70 тонн тонн. Только Волгограду нужно 100 тонн молока ежедневно. Мы производим 20 тонн. Прежде чем у нас взять молоко, его проверяют в лаборатории. Остальное поступающее на молзаводы молоко – в основном из ЛПХ: ездят по частному сектору и собирают. Проверяют только на жирность, оставляя за скобками показатели безопасности – наличие антибиотиков, мастита…
Наращивая производство, подтягиваем молодые кадры
— Игорь Турченко, говорят, перспективный агроном, приехал из Старополтавского района. Остальные специалисты – все из Калачевского района. Все закончили Волгоградский аграрный университет: Ольга Банник, зоотехник-селекционер; Алексей Артеменко, зоотехник, начальник молочного комплекса; Алексей Мохов, главный зоотехник; Михаил Коржов, старший ветврач; Евгений Алтынбаев, главный гидротехник; Александр Мохов, бригадир кормодобывающей бригады…
Собираем людей на работу в радиусе 70 км – из Камышей, Рюмино, Береславки, Крепи… – возим на автобусах на работу и обратно. Для этого держим целый автопарк: два автобуса – ПАЗики, три «таблетки» — УАЗики, большой вахтовый автобус.
Это при том, что зарплаты для сельского хозяйства немаленькие – в среднем 23 тыс. руб. В полевой сезон на уборке зерновых и кормовых культур люди зарабатывают неплохо. В межсезонье, на ремонте техники, поменьше. На ферме заработок стабильный. И тем не менее молодые на ферму не рвутся. Престиж работников сельского хозяйства надо поднимать. Это задача государственного уровня.
Кстати, «Донское» одним из первых ухватилось за программу строительства жилья для молодых. Как ни парадоксально, у нас в области она стартовала со скрипом. Условие (30% стоимости жилья должен внести потенциальный новосел) оказалось невыполнимым для молодых, не имеющих ни накоплений, ни собственности под залог для получения кредита. «Донское» разрешило эту проблему, выдавая им под строительство жилья беспроцентную ссуду. Кроме приобретенных на вторичном рынке, построено семь новых домов.
— Из года в год набираем обороты, — поясняет Харыбин. – Сейчас мы, получая в среднем от фуражной коровы 24 кг молока в день, в сутки производим 20 тонн. Если, как запланировано, нарастим поголовье до 1500 голов, будем давать молока в два раза больше – 40 тонн в сутки. К этому идем.
— Говорят, в сельском хозяйстве ничего нельзя планировать наверняка. В российской экономике и агропромышленной политике случаются обстоятельства не менее экстремальные, чем климатические. Чреватые для аграриев не менее драматическими последствиями.
— Случаются. Но надо знать нашего генерального: если Александр Борисович поставил цель, ни при каких обстоятельствах не отступит. Дает надежду и то, что губернатор выполнение нашей программы держит на личном контроле, сбоя в государственной поддержке не должно быть.
В цехе круче, чем в конторе
В доильном корпусе «Донского» стерильной чистотой сияет кафель. В одном зале – «Елочка» на 16 мест, во втором – «Карусель» на 36 мест.
— Здесь (показывают) — стиральные машины. Здесь люди переодеваются, прежде чем приступить к работе…
Отделка и дизайн круче, чем в конторе, где со времен знаменитого председателя колхоза «Россия» Владимира Филипповича Попова почти ничего не изменилось. До нее явно не доходят ни руки, ни средства – все вкладывается в производство.
— Александру Борисовичу, — объясняют в «Донском», — в конторе понты не нужны, его уровень все знают. Когда он начинает говорить, вокруг не только в хозяйстве, все замолкают…
Новый корпус на 800 голов поднимается на глазах.
— В будущем году будет готов, — объясняет Игорь Богданович, — думаю во втором квартале введем в эксплуатацию.
— И коров закупите?
— Будем заполнять своими. Конечно, не сразу…
— А кормовая база будет соответствовать?
— После того как закончим коровник, планируем ввести вторую очередь орошения – порядка 400 га.
— На какие средства?
— На собственные и берем инвестиционные кредиты в банках. Из них 70% должно вернуть государство. При условии софинансирования из регионального бюджета…
Михаил Коржов, ветврач:
— В 2010 году закончил Волгоградский аграрный университет. Здесь работаю без малого шесть лет. Горжусь этим: «Донское» — лучшее в области сельхозпредприятие.
— Вы в этом уверены?
— Больше — есть. Есть более продвинутые в оснащении современным оборудованием, например «ДонАгроГаз». Лучше – в этом я абсолютно уверен – нет. И знаете почему? У нас о людях не меньше, чем о коровах думают. Потому с коровами все будет в порядке, они в надежных руках…
Кстати, у Михаила уже двое детишек. Скоро семья переберется в построенный для нее новый дом.
Андрей Суворов, и скотник и механизатор
— Он у нас местный: в Ильевке родился и вырос, — представил его Николай Васильевич. – Мать – Надежда Андреевна, хорошая доярка была. Сейчас на пенсии. Андрей пришел к нам по окончании Калачевского техникума-интерната по специальности «бухгалтер». Правильно сделал, что на производство пошел работать, здесь у него есть перспектива роста…
Кристина Якунина, оператор
— Как почти все ее сверстники, она, заканчивая ВолГУ, хотела работать в Волгограде менеджером. Судьба распорядилась иначе – привела в «Донское». Как оказалось, к лучшему. На мониторе ее компьютера – вся информация о технологическом процессе.
— Мне (улыбается) — нравится.
А 11 ноября Александру Борисовичу предстоит принимать поздравления с юбилеем – 60-летием.
Когда Александр Борисович Колесниченко лет десять назад пришел в Ильевку – на землю бывшего колхоза «Россия», по экономическим показателям когда-то одного из лучших в области, – от него оставались рожки да ножки. Многим тогда решение взять в аренду полуразрушенный имущественный комплекс и донельзя запущенную землю казалось самоубийством. В обработке – меньше тысячи гектаров, на молочно-товарной ферме, где дойное стадо доходило до 6 тыс. голов, — около 150 доходяг красной степной породы. И – долги перед пайщиками: по 40 кг зерна им не могли выдать…
Сегодня СП «Донское» — одно из лучших хозяйств области. Что нынче совсем уж редкость, с полноценным многопрофильным сельским хозяйством, имеющим и растениеводство, и динамично развивающееся животноводство – молочно-товарное.
2011 год: дойное стадо «Донского» насчитывало 614 голов. Годовой надой на одну фуражную корову составил 7742 кг, валовой – 4483 тонны.
2012-й: фуражных коров — 714, годовой надой на одну голову — 8032 кг, валовой — 5727 тонн.
2013-й: поголовье дойного стада выросло до 734 голов, надой на одну голову – 8057 кг, валовой — 6277 тонн.
2014-й: поголовье дойного стада – 800, годовой надой на одну голову — 6614 кг, валовой — 8135 тонн.
Сейчас в хозяйстве 11 тыс. га пашни. Около 2 тыс. га засеваются кормовыми культурами: многолетними травами, люцерной, кукурузой, суданкой… Остальная площадь под зерновыми: кроме озимой пшеницы сеют ячмень, зерносмеси. Недавно еще 3 тыс. га разорившегося крестьянско-фермерского хозяйства взяли в Мариновке. В этом году урожай зерновых собрали чуть ниже среднего, но по погодным условиям сезона неплохой. А будущий под вопросом: из посеянных 4,6 тыс. га озимых только 30% взошло. Яровые сеять нет смысла: влаги в почве с каждым годом все меньше.
Игорь Пузанков,
заместитель генерального директора ООО СП «Донское»:
«Зачем здесь заниматься сельским хозяйством?»
— В конце сентября к нам приезжали немцы, отцы которых воевали и погибли здесь. У них была запланирована поездка на другое предприятие, но что-то не срослось и их неожиданно привезли к нам. Поскольку поездку организовывала и финансировала сельскохозяйственная коммерческая фирма, приехали в основном фермеры. Во все вникали очень заинтересованно и доброжелательно. А в конце нашей встречи выразили удивление: «Зачем вы вообще здесь занимаетесь сельским хозяйством? При таком количестве осадков, как у вас, заниматься им не имеет никакого смысла…»
Мы – занимаемся. Причем, что на взгляд прагматичных немцев, с коммерческой точки зрения совсем уж абсурд, не только зерном, но и молоком…
Николай Харыбин, заместитель генерального директора по животноводству:
«Прибыль – не самоцель, а всего лишь ориентир»
— Когда Александр Борисович Колесниченко принял хозяйство, — рассказывает заместитель Николай Харыбин, — на ферме еще были остатки былой роскоши — коровы красной степной породы. Низкой продуктивности, подверженные заболеванию лейкозом. Причем уже инфицированные. А это железный аргумент для того, чтобы избавиться от этой головной боли – убыточного скота. И, как правило, вздохнув с облегчением, больше к животноводству не возвращаться. Александр Борисович, кстати, по образованию агроном, каких мало, не смог: избавиться от скота означало лишить людей рабочих мест. Чтобы сохранить их, он взял курс на замену коров высокоудойными.
Начинали в 2006 году с 360 голов, закупленных в Германии. В 2008 году привезли молодняк из Австралии. В 2010-м – из Дании. В 2013-м – из США. В 2015-м – из Голландии. Таким образом, получив статус племзавода, накопили богатый генетический материал для селекционной работы.
Сейчас у нас КРС – 2200 голов. Все племенные молочного направления – голштинской породы. Из них 850 дойных коров. Примерно столько же только во Фроловском районе у «ДонАгроГаза». В отличие от нас он круто шагнул – финансовые средства у его инвесторов были не те, что у нас. Но, судя по его проблемам, деньги не все решают.
— В Германии в основном держат по 30-50 коров, этого достаточно, чтобы прокормить семью, — продолжил Пузанков. — А государственная поддержка – не сравнить с нашей. Дотации идут на площадь земли: вне зависимости от того, пашня это или пастбище, фермер получает 350 евро на гектар. Поэтому у них молоко дешевое. Зарплата доярки — 1200 евро, в пересчете на наши деньги около 100 тыс. руб. У нас доярка получает 20-25 тыс.
Берега у донских молочных рек не кисельные
— А для Краснодарского края, где численность дойного стада на фермах достигает 6 тыс. голов, мы со своим поголовьем, одним из самых больших в области, — мелкота. Климат помягче, нет таких морозов, как у нас, поэтому на Кубани строят легковозводимые металлические каркасы, которые намного дешевле, и возводить их можно быстрее. У нас надо возводить железобетонные корпуса, что намного дольше и намного дороже. Они раньше начали модернизировать молочно-товарные производства. И в ветеринарии дальше продвинулись. Их оборудование позволяет делать коровам УЗИ. Надеемся, построив новый корпус, мы подтянем туда и новые технологии.
Почвенно-климатические условия в Краснодарском крае несравнимые с нашими. Там корма выращивают на богаре. Нам без орошения не обойтись. Отсюда разница в себестоимости: на Кубани составляющая кормов в молоке – 20%, у нас – 50-60%.
Продовольственная безопасность страны дороже денег
— Так, может, немцы правы? Зачем развивать по себестоимости продукции заведомо неконкурентоспособное производство?
— Есть понятия, к которым рыночные категории неприложимы. Никто не говорит о себестоимости продукции военно-промышленного комплекса – все понимают, что безопасность страны дороже любых денег: «Если не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую». Примерно так же должны относиться и к продукции агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность. Если государство не может кормить свое население, чтобы поставить его на колени, достаточно перекрыть поставки продовольствия. От этой угрозы крылатые ракеты не защитят.
Похоже, у нас это начинают осознавать. Надеемся, что на государственном уровне это понимание созреет, и к АПК, в том числе к молочно-товарному производству, реально будут относиться по-другому. В надежде на это мы ввязались в этот бой: строим новый коровник на 800 голов.
В области должно быть свое молоко
— У нас его производится катастрофически мало. Крупных предприятий, которые могли бы стабильно снабжать город молоком, кроме нашего и «ДонАгроГаза», практически нет. Волгоградский молзавод может перерабатывать до 200 тонн молока в сутки. Сейчас он перерабатывает около 70 тонн тонн. Только Волгограду нужно 100 тонн молока ежедневно. Мы производим 20 тонн. Прежде чем у нас взять молоко, его проверяют в лаборатории. Остальное поступающее на молзаводы молоко – в основном из ЛПХ: ездят по частному сектору и собирают. Проверяют только на жирность, оставляя за скобками показатели безопасности – наличие антибиотиков, мастита…
Наращивая производство, подтягиваем молодые кадры
— Игорь Турченко, говорят, перспективный агроном, приехал из Старополтавского района. Остальные специалисты – все из Калачевского района. Все закончили Волгоградский аграрный университет: Ольга Банник, зоотехник-селекционер; Алексей Артеменко, зоотехник, начальник молочного комплекса; Алексей Мохов, главный зоотехник; Михаил Коржов, старший ветврач; Евгений Алтынбаев, главный гидротехник; Александр Мохов, бригадир кормодобывающей бригады…
Собираем людей на работу в радиусе 70 км – из Камышей, Рюмино, Береславки, Крепи… – возим на автобусах на работу и обратно. Для этого держим целый автопарк: два автобуса – ПАЗики, три «таблетки» — УАЗики, большой вахтовый автобус.
Это при том, что зарплаты для сельского хозяйства немаленькие – в среднем 23 тыс. руб. В полевой сезон на уборке зерновых и кормовых культур люди зарабатывают неплохо. В межсезонье, на ремонте техники, поменьше. На ферме заработок стабильный. И тем не менее молодые на ферму не рвутся. Престиж работников сельского хозяйства надо поднимать. Это задача государственного уровня.
Кстати, «Донское» одним из первых ухватилось за программу строительства жилья для молодых. Как ни парадоксально, у нас в области она стартовала со скрипом. Условие (30% стоимости жилья должен внести потенциальный новосел) оказалось невыполнимым для молодых, не имеющих ни накоплений, ни собственности под залог для получения кредита. «Донское» разрешило эту проблему, выдавая им под строительство жилья беспроцентную ссуду. Кроме приобретенных на вторичном рынке, построено семь новых домов.
— Из года в год набираем обороты, — поясняет Харыбин. – Сейчас мы, получая в среднем от фуражной коровы 24 кг молока в день, в сутки производим 20 тонн. Если, как запланировано, нарастим поголовье до 1500 голов, будем давать молока в два раза больше – 40 тонн в сутки. К этому идем.
— Говорят, в сельском хозяйстве ничего нельзя планировать наверняка. В российской экономике и агропромышленной политике случаются обстоятельства не менее экстремальные, чем климатические. Чреватые для аграриев не менее драматическими последствиями.
— Случаются. Но надо знать нашего генерального: если Александр Борисович поставил цель, ни при каких обстоятельствах не отступит. Дает надежду и то, что губернатор выполнение нашей программы держит на личном контроле, сбоя в государственной поддержке не должно быть.
В цехе круче, чем в конторе
В доильном корпусе «Донского» стерильной чистотой сияет кафель. В одном зале – «Елочка» на 16 мест, во втором – «Карусель» на 36 мест.
— Здесь (показывают) — стиральные машины. Здесь люди переодеваются, прежде чем приступить к работе…
Отделка и дизайн круче, чем в конторе, где со времен знаменитого председателя колхоза «Россия» Владимира Филипповича Попова почти ничего не изменилось. До нее явно не доходят ни руки, ни средства – все вкладывается в производство.
— Александру Борисовичу, — объясняют в «Донском», — в конторе понты не нужны, его уровень все знают. Когда он начинает говорить, вокруг не только в хозяйстве, все замолкают…
Новый корпус на 800 голов поднимается на глазах.
— В будущем году будет готов, — объясняет Игорь Богданович, — думаю во втором квартале введем в эксплуатацию.
— И коров закупите?
— Будем заполнять своими. Конечно, не сразу…
— А кормовая база будет соответствовать?
— После того как закончим коровник, планируем ввести вторую очередь орошения – порядка 400 га.
— На какие средства?
— На собственные и берем инвестиционные кредиты в банках. Из них 70% должно вернуть государство. При условии софинансирования из регионального бюджета…
Михаил Коржов, ветврач:
— В 2010 году закончил Волгоградский аграрный университет. Здесь работаю без малого шесть лет. Горжусь этим: «Донское» — лучшее в области сельхозпредприятие.
— Вы в этом уверены?
— Больше — есть. Есть более продвинутые в оснащении современным оборудованием, например «ДонАгроГаз». Лучше – в этом я абсолютно уверен – нет. И знаете почему? У нас о людях не меньше, чем о коровах думают. Потому с коровами все будет в порядке, они в надежных руках…
Кстати, у Михаила уже двое детишек. Скоро семья переберется в построенный для нее новый дом.
Андрей Суворов, и скотник и механизатор
— Он у нас местный: в Ильевке родился и вырос, — представил его Николай Васильевич. – Мать – Надежда Андреевна, хорошая доярка была. Сейчас на пенсии. Андрей пришел к нам по окончании Калачевского техникума-интерната по специальности «бухгалтер». Правильно сделал, что на производство пошел работать, здесь у него есть перспектива роста…
Кристина Якунина, оператор
— Как почти все ее сверстники, она, заканчивая ВолГУ, хотела работать в Волгограде менеджером. Судьба распорядилась иначе – привела в «Донское». Как оказалось, к лучшему. На мониторе ее компьютера – вся информация о технологическом процессе.
— Мне (улыбается) — нравится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий